Педагогика//Псковский Педагогический Университет им. С. М. Кирова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ритори - Лекции

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

* * *

0

2

18.02.11


1 этап - изобретение (инвенция)

Цель - думать сразу «в трех измерениях»:
1) о том впечатлении, которое выступающий произведет на слушателей;
2) о слушателях и их эмоциях;
3) о доказательности самой речи.

Осмысление и разработка темы выступления:
¦ Определить статус заключение
¦ Сформулировать тему, привлекательную для слушателя;
¦ Определить продоллжительность речи;
¦ Сформулировать конкретную цель выступления (Для чего? Чего я хочу? Что является самым главным?);
¦ Определить тип речи (дискурса);
¦ Продумать план (структуру выступления).

Отбор материала и способов убеждения:
2 способа убеждения:
¦ Дедуктивный (от тезиса к доказательствам);
¦ Индуктивный (от примеров, частных наблюдений к общему выводу (тезису)).

2 этап - расположение (диспозиция) (слова как войско, которое нужно выстроить в определенной порядке):
¦ 1) Введение;
¦ 2) Предложение (теорема);
¦ 3) Повествование.

Структура информирующей речи:
«Голова» речи - введение; цель - установить контакт, заинтересовать, привлеч внимание к теме.
- неожиданное, загадочное название сообщение;
- принцип близости (пример из жизни, актуальный для слушающих);
- постановка проблемного вопроса.
«Тело» речи - основная часть; цель - информирование, убеждение.
- внимание к адресату (визуальный контакт);
- принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата;
- принцип движения;
- «квантование» и диалогизация речи;
- наглядность.
«Ноги» речи - заключение; цель - «генеральный штурм» аудитории (подведение итогов, выводы).
- повторение с усилением;
- «полистывание» сообщения;
(итак, как видим, в результате, подведем итог ...)

3 этап - выражения (элокуция) («облечение мыслей в слова»):
¦ 1) выбор общей структуры фразы;
¦ 2) выбор тропов и фигур речи;
¦ 3) выбор специальных риторических приемов.
Цель - не только объяснить, доказать, но и пробудить чувства слушателей, их «внутреннее слово».
Понятие риторического тропа
¦ Троп (в пер. с греч. «поворот», «оборот» речи)_ употребление слова или выражения в переносном значении.
¦ Риторические тропы: 1. Метафора; 2. Метонимия; 3. Ирония.
Цель употребления тропа:
1. Группировка сходных явлений (по сходству, смежности или контрасту);
2. Отражение субъективного взгляда человека на мир, выражение его оценки, эмоции;
3. Возможность слушателю получить удовольствие от речи;
4. Возможность кратко, но очень точно и ёмко (наглядно) передать сложное содержание.

0

3

11.02.11


Законы общей риторики (!4!)
I. Закон гармонизирующего диалога.
   ■ Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом (!) взаимодействии участников в речевой ситуации.
Понятие «диалога»
   ■ «Вы хотите, чтобы вас научили истине? Знаете ли великую тайну: истина не передается...» (В. Ф. Одоевский)
   ■ «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово» (В. Ф. Одоевский)
Основные принципы речевого поведения нацеленные на диалогизацию:
   ■ внимание к адресату - умение подстроить речь под ту или иную аудиторию (учитывать интересы аудитории).
   ■ принцип близости - учет интересов и особенностей адресата.
   ■ принцип конкретности - работа на конкретных примерах.
II. Закон продвижения и ориентации адресата.
   «Состоязающиеся в беге не чувствуют утомления, если видят перед собой предел, конечную цель, которую должны достигнуть. Если же этот предел не виден, то бегуны начинают задыхаться и обессиливать» (Аристотель)
   ■ Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.
III. Закон эмоциональности речи.
   «В ярости глас подобает быти яр; в печали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый» (Стефан Яворский)
   «Да изменится лице по различию слова, и да будет лице овагда ласково, овагда печально, овогда весело» (Стефан Яворский)
IV. Закон удовольствия.
   Пытаясь убеждать или учить кого-либо, нужно делать это «так приятно, чтобы дети оторвались от игры, а старики — от камина» (Филипп Сидни)
Основные принципы, служащие выполнению закона удовольствия:
   ■ игровая установка (некая игровая ситуация)
   ■ юмор
   ■ чередование «трудных» мест с легкими
   ■ разнообразие речи
Риторический канон --- Путь от мысли к слову
Этапы античного риторического канона:
♦ Изобретение (инвенция)
♦ Расположение (диспозиция);
♦ Выражение (элокуция);
♦ Запоминание (меморио);
♦ Произнесение (акцио гипокризис).

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC